-
О журнале
-
Редакционная коллегия
-
Условия публикации
-
Регламент опубликования статей
-
Публикационная этика
-
Архив
-
Статьи по авторам
-
Статьи по рубрикам
-
Подписка и распространение
-
Библиотека журнала «Вопросы образования»
-
Контакты
Рейтинг Science Index
|
1 место — в рубрике «Народное образование и педагогика» (2020)
10 место — в общем рейтинге SCIENCE INDEX за 2020 год (более 4000 журналов)
Двухлетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 6,925 (с учетом цитирования из всех источников)
Пятилетний импакт-фактор РИНЦ 2020: 3,483
Десятилетний индекс Хирша 2020: 39
|

|
|
|
Образовательная политика |
|
6–9 |
| |
|
10–18 |
Памяти Евгения Сабурова (1946–2009) «Я недавно прочел, что люди, которые живут с очень большой эмоциональной, а самое главное — интеллектуальной загрузкой, живут дольше. И мне показалось, что это совершенно естественно, потому что эмоциональная и особенно интеллектуальная загрузка, вообще-то говоря, полезная для здоровья вещь… Я тоже кончал мехмат, и я очень люблю эту публику (профессоров, преподавателей — долгожителей. — Е. П.). Конечно, это не спортсмены, это не те люди, которые могут таскать тяжести и плавать на большие расстояния. Как правило, они все время больные и жалуются. И я, кстати, тоже больной и жалуюсь. А живут, живут, тянут. А что их тянет? Голова тянет, не дает помереть», — в одной из бесед как-то шутил Евгений Сабуров [8]. Евгений Федорович, несмотря на медицинские прогнозы, жил полноценно, что называется, на полную катушку, как иногда говаривал сам. Не экономя, не сберегая себя, тратил… Слишком мало, слишком рано оборвалась жизнь… 1946–2009.
| |
|
19–34 |
Прошло почти пять лет с момента выхода этой небольшой, всего несколько листов, книги Евгения Сабурова — «Школа и свобода» (М.: Либеральная миссия, 2005). В ней — сгусток сабуровских идей об образовании, об устройстве, а главное — переустройстве школы как исходной точки всей последующей жизни каждого человека. Как всегда у Сабурова, это — очень личная, захватывающая тема, как всегда, в круг обсуждения втягивались прогнозируемые и вполне неожиданные люди, как всегда, написанное Евгением Федоровичем становилось поводом для очередного «мозгового штурма», интересного не только и не столько результатом, сколько самим процессом. Мы публикуем фрагменты круглого стола, посвященного выходу книги. Участники разговора обсуждали образовательные технологии, способность предметов гуманитарного цикла общеобразовательной школы содействовать формированию либерального мировоззрения. Участники круглого стола: Абанкина Ирина Всеволодовна — заместитель директора Института развития образования ГУ–ВШЭ; Альбац Евгения Марковна — журналист, профессор факультета политологии ГУ–ВШЭ; Афанасьев Юрий Николаевич — президент РГГУ; Каспэ Святослав Игоревич — заместитель главного редактора журнала «Полития»; Клячко Татьяна Львовна — директор Центра экономики непрерывного образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, доцент кафедры государственного управления и экономики общественного сектора ГУ–ВШЭ; Левинсон Алексей Георгиевич — заведующий лабораторией социокультурных исследований Левада-Центра*; Лейбович Александр Наумович — первый заместитель директора Института развития профессионального образования; Надеждин Борис Борисович — секретарь федерального политсовета Союза правых сил; Пенская Елена Наумовна — главный редактор «Русского журнала»; Преображенский Владимир Владимирович — главный финансовый директор ОАО «Вимм-Билль-Данн. Продукты питания»; Рывкин Александр Аронович — заслуженный учитель России, директор центра образования № 1811 «Измайлово»; Сабуров Евгений Федорович — директор Института проблем инвестирования; Шведов Григорий Сергеевич — главный редактор интернет-сайта «Кавказский узел», член правления общества «Мемориал»; Яковенко Игорь Григорьевич — культуролог, профессор кафедры теории и истории культуры РГГУ; Ясин Евгений Григорьевич — президент фонда «Либеральная миссия».
*Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
| |
|
35–54 |
Мы продолжаем публикацию доклада, подготовленного специалистами ОЭСР. Сегодня вашему вниманию представлены восьмая и девятая главы. Текст «Тенденции, формирующие систему образования. Выпуск 2008» впервые был опубликован ОЭСР на английском и французском языках под названием: Trends Shaping Education — 2008 Edition Les grandes mutations qui transforment l’education — Edition 2008
| |
|
55–66 |
Рассматривается содержание понятия life-long learning. Показано, что эффективное встраивание университета в систему «пожизненного образования» требует коренных институциональных преобразований: от изменения его организационной структуры до формирования преподавателя нового типа. Анализируются основные трудности, связанные с практической реализацией этих реформ.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
67–81 |
В статье раскрывается структура понятий «идея» и «миссия» университета, анализируется кризис классических моделей университета в контексте перехода от индустриализма к информационной эпохе. Обосновывается необходимость самоопределения современного университета. Рассматриваются взгляды современных исследователей высшей школы на идею университета. Вводятся социокультурные основания для формулировки миссии современного университета, обосновывается зависимость структурных особенностей университета от его миссии.
| |
|
82–106 |
Средние итоговые оценки выпускников разных итальянских государственных университетов существенно различаются. При этом молодые люди, окончившие вузы с более высокими средними выпускными оценками, не являются более успешными на рынке труда, а иногда даже проигрывают тем, кто учился в вузе, выпускники которого в среднем получают более низкие оценки в дипломе. Одна из причин различий итоговых баллов — неоднородность стандартов оценки успеваемости, применяемых различными университетами. Отсюда следует, что системы финансирования университетов, основанные на показателях академической успеваемости студентов, не гарантируют преимущественную поддержку тех вузов, которые реально обеспечивают более высокое качество образования. Это касается, в частности, итальянской системы финансирования, где распределение бюджетных средств между университетами зависит от количества успешно сданных студентами экзаменов.
| |
|
107–118 |
В 1990-х годах многие государственные ведомства основали собственные вузы. На примере Всероссийской государственной налоговой академии (ВГНА) рассматриваются цели их создания и результаты деятельности. Статья построена на обширных интервью, проведенных в течение 2003–2009 гг. с выпускниками ВГНА и сотрудниками налоговых органов, дети которых учились в академии. Показано, что с ведомственными вузами связан риск невысокого качества образования. Обсуждаются пути реформирования этих учебных заведений.
| |
|
119–132 |
Проблемы детства и образования на Севере рассматриваются в рамках методологии международного проекта «Дети Арктики», участниками которого были четыре страны: Финляндия, Норвегия, Швеция и Россия. Центральная категория проекта, объединяющая научные интересы стран-партнеров, — это психосоциальное благополучие, имеющее как различия, так и сходство в образовательных пространствах указанных стран. Представлен философский и социально-педагогический анализ особенностей внутреннего мира ребенка. Приведены данные исследования психосоциального благополучия населения Мурманской области.
| |
|
133–152 |
Представлены результаты социологического исследования, эмпирической базой для которого послужил проведенный в 2007 г. опрос 280 специалистов, окончивших факультет менеджмента ГУ– ВШЭ в 1999–2006 гг. Анализируются факторы карьерного успеха выпускников?менеджеров, среди которых особое внимание обращается на показатели качества образования и соответствие их нынешней работы полученной специальности. Выявляются сегменты российской бизнес-среды, в наибольшей степени ориентированные на клановые или, напротив, на профессионально- квалификационные критерии карьерных продвижений. Вторая часть статьи посвящена анализу мнений респондентов о содержании учебного процесса на бизнес-факультете. В центре внимания авторов соотношение фундаментальных и прикладных знаний в структуре подготовки и их роль в становлении профессиональной карьеры выпускников.
| |
Практика |
|
153–169 |
Исследуются результаты внедрения новой системы оплаты труда учителей в регионах, реализующих комплексные проекты модернизации образования. Рассматриваются принципы новой системы, такие как оплата за качество и за результат. Динамика роста заработной платы исследуется в региональном разрезе в сравнении с прожиточным минимумом и средней заработной платой. Показано, что новая система оплаты труда изменяет социальный статус учителя и его мотивацию; поддерживает лидеров, способствует внедрению конкурентных начал в образование; дает возможность снизить учебную нагрузку на учащихся и аудиторную нагрузку на учителей, тем самым обеспечивая рост качества обучения и повышение внимания к здоровью учащихся; облегчает внешнюю оценку деятельности школы, освоение современных управленческих технологий и конструктивный диалог с местным сообществом, родителями учащихся и профсоюзами педагогов.
| |
|
170–181 |
Статья посвящена инновационным подходам в организации непрерывного образования педагогических и управленческих кадров на уровне района крупного города. Описана модель районной методической службы, основанная на сетевом взаимодействии, раскрываются формы организации профессиональных сообществ педагогов, средства стимулирования учителей к повышению квалификации.
| |
|
182–198 |
В последние два десятилетия российские вузы функционируют в новых социально-экономических условиях. Обострение конкурентной борьбы, вызванное стремительным ростом количества вузов, снижением численности потенциальных абитуриентов, быстро меняющимися факторами внешней и внутренней среды, изменением поведения потребителей образовательных услуг, требует от вузов использования новых инструментов повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Систематизированы факторы, влияющие на конкурентоспособность вузов в современных рыночных условиях; исследованы ожидания потребителей образовательных услуг. Описана модель конкурентоспособности вуза с использованием методов маркетингового управления, а также метод оценки конкурентоспособности вуза.
| |
Статистика и социология образования |
|
199–217 |
Анализируется корпус зарубежных журналов по социальным и гуманитарным наукам, в которых публикуются российские исследователи, и тематика их статей. Объектом исследования выступают входящие в WoS журналы по четырем дисциплинам: двум социальным (экономика и социология) и двум гуманитарным (история и философия). Наряду с количеством статей и динамикой публикационной активности в 1993–2008 гг. оцениваются качественные характеристики работ российских авторов, в частности их распределение по типам журналов.
| |
|
218–234 |
Рассматривается ситуация на российском рынке труда перед началом финансово?экономического кризиса 2008 г. Основу анализа составляют результаты многолетних выборочных опросов работодателей, проводимых Левада-центром* по заказу ГУ–ВШЭ в рамках Мониторинга экономики образования. В статье показано, что, несмотря на нараставший, по оценкам руководителей предприятий, в предкризисные годы дефицит рабочей силы, массовый работодатель не считает актуальными для себя меры по рациональному управлению персоналом, человеческие ресурсы, по сравнению с технологическими, финансовыми, остаются недооцененными. Широко распространенные нарекания на качество подготовки специалистов не стимулируют работодателей к тому, чтобы наращивать усилия по совершенствованию системы профессионального образования. * Решением Минюста РФ Левада-Центр включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
| |
Из истории образования |
|
235–256 |
Вторая половина XIX в. в России характеризовалась рядом социально-экономических изменений, среди которых важное место занимали процессы трансформации основных сословий, и прежде всего дворянства. В связи с идейным расслоением дворянского сословия сформировался целый спектр взглядов на развитие образования в стране. Общим для всех дворян оставался интерес к получению классического образования. В статье рассмотрены основные вехи формирования дворянского сословия в России и предпринята попытка выделить особенности образовательных приоритетов разных групп российского дворянства в последней четверти XIX — начале XX в.
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
257–271 |
Обзор зарубежной литературы по вопросу компетентностно ориентированного обучения. Актуальность темы обусловлена продолжающейся разработкой новой модели российского образования, а также образовательных стандартов нового поколения для средней школы.
| |
|
272–289 |
Раскрываются достижения и провалы образовательной политики США в странах Ближнего Востока в течение двух исторических периодов: эпохи холодной войны и антитеррористической кампании, инициированной Соединенными Штатами в регионе в 2000?е годы. Основная цель образовательной политики — создание лояльных социально-профессиональных групп и формирование положительного имиджа США. Автор исследует американские реформы в системе образования и программы обучения представителей вооруженных сил в 1940–1980?е годы, которые оказались одной из причин всплеска антиамериканизма в регионе в 1990?е годы. Современные проекты — обучение политической элиты ближневосточных государств и лидеров продемократических партий, расширение доступа женского населения к образованию, осуществление ряда реформ в университетах и школах — также не способствовали достижению основной политической цели.
| |
Размышления о ... |
|
290–299 |
Глава из книги: Stigler G.J. Intellectual and the marketplace. Harvard University Press, 1984. P. 3–9.
| |
|
|